Наши люди

Восьмиклассник из Мошковского района лепит динозавров и обучает этому других

Кратко

Восьмиклассник из Сокура Саша Гельм стал победителем XIII всероссийского конкурса для детей и молодежи «Надежды России», организованного Агентством образовательных и творческих проектов «Сотворение». В номинации «Мое хобби» мальчик представил на суд жюри работу из пластилина «Мегалограпт – форма жизни, ракообразные» […]

Восьмиклассник из Сокура Саша Гельм стал победителем XIII всероссийского конкурса для детей и молодежи «Надежды России», организованного Агентством образовательных и творческих проектов «Сотворение». В номинации «Мое хобби» мальчик представил на суд жюри работу из пластилина «Мегалограпт – форма жизни, ракообразные» и занял первое место.

…Началось всё с улитки. Саша слепил её из пластилина ещё в детском саду, и тогда мама разглядела в своём ребёнке талант:

– Та улитка у него, как живая получилась! – рассказывает Елена Гельм. – Я Сашу стала поддерживать, чтобы он больше практиковался.

Теперь в коллекции Александра есть миниатюрное оружие, динозавры, Годзилла и даже Чужой из одноимённого фильма. Все работы детализированы. А в этом году мальчик предпринял первые попытки преподавать, обучая лепке из пластилина учеников начальных классов одной из школ района.

– Начинал я с простеньких работ: лепил ящериц, змей… Змею-то как сделать: колбаску скатать, рот вылепить – и готово. Динозавров я начал лепить после просмотра мультфильмов о них. Так впечатлился! Бочонок-туловище, шея, круглая голова и четыре ноги – это самый простой динозавр, с глазами-выростами и без открытых пастей с детализированными зубами, – рассказывает Саша.

Заметив интерес сына, родители решили его поддержать – подарили Саше книгу о динозаврах. А потом Саша стал запоем смотреть о них документальные фильмы ВВС:

– Для меня интереснее всего три динозавра. Гигантский хищный зухомим, который питался не только рыбой, но и мелкими динозаврами. Зухомим означает «подражающий крокодилу». Дело в том, что у зухомима длинная и узкая морда, а на концах челюстей зубы растут таким образом, что образуют «розетку», – точно так же устроены челюсти крокодилов.

Заурофаонакс – это большой аллозавр, хотя и относится он к другому виду. Имел длину до 13 м и вес до 4 тонн! А спинозавр впечатлил историей находки: учёные далеко не сразу определили, что он рыбоядный 17-метровый гигант с парусом на спине. Вылепить его было сложнее всего: маленькие ножки, а тело – большое. Можно было бы проволоку в пластилин загнать, но я так только с ксеноморфами из «Чужого» делал.

Одно время Саша лепил суперменов, а потом снова переключился на динозавров и начал лепить драконов. Он часто вдохновляется книгами и фильмами.

– Если в детстве я лепил из более мягкого цветного пластилина, то сейчас – леплю из однотонного скульптурного. Он более естественных цветов: серый, бежевый, оливковый… Мой набор инструментов – нехитрый: это ножик из детского набора для пластилина и настоящий нож. Ещё нужны шило и лопатка, но их у меня пока нет.

– Мы показывали Сашины работы преподавателю лепки из Новосибирска. Она сказала, что научить его ничему не сможет: он уже развил своё мастерство до того, что может и сам учить других, – делится Елена.

И преподавательский опыт у Саши уже есть: когда подруга Елены увидела его работы, то предложила мальчику провести мастер-классы по лепке. Саша согласился и обучал лепке учеников первого, второго и четвёртого классов лепить акул.

– У акул тело в форме торпеды. Это не самая сложная поделка, но её можно детализировать – сделать жабры и зубы. Про акул я посмотрел много документалок на BBC: про белую, бычью, зебровую, лимонную. А лепить их я начал после программы о речных монстрах.

Иногда мне сложнее учиться самому, но учить других тоже сложно. Чувствую ответственность перед своими учениками.

Детям Саша понравился. Чтобы все было понятно, он сначала громко озвучивал задание, а потом проносил нужную деталь по рядам. Когда ребята её вылепливали, он снова подходил к ним и показывал, что нужно исправить.

С профессией Саша пока не определился, но он знает, что ему интересно:

– Было бы здорово работать с окаменелостями или в зоопарке. Ветеринаром или зоологом, например. Палеонтологом быть – тоже интересно. Можно 3D-моделированием заниматься: сканировать, например, череп через МРТ, а потом дорабатывать полученную модель с помощью компьютера и знаний учёных.

Сашины поделки есть у всех родных и даже учителей. Он легко расстается со своими работами, с радостью дарит.

Саша – парень скромный, ярко проявлять свои эмоции при малознакомых людях не будет. Но с первых минут беседы с ним становится очевидно, как он любит свои увлечения. Парень готов долго разбираться во всех деталях вопроса, чтобы получить о нём полное представление. С таким усердием у Саши получится всё, за что он возьмётся.

Дарья Серикова