Общество

Важно вовремя оказать помощь: методист Мошковского филиала Областного центра диагностики и консультирования рассказала, как вовремя выявить проблемы ребёнка

Кратко

1 сентября не за горами. Подготовиться морально к началу нового учебного года нужно не только детям, но и родителям, педагогам. О том, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, как выявить проблемы и вовремя оказать […]

1 сентября не за горами. Подготовиться морально к началу нового учебного года нужно не только детям, но и родителям, педагогам.

О том, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, как выявить проблемы и вовремя оказать ему помощь – рассказала Юлия Иванова, методист Мошковского филиала Областного центра диагностики и консультирования.

Довольно часто на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) приходят дети, которым специалисты не в состоянии оказать помощь. Обычно это учащиеся 7-8 классов, иногда 9-х классов. Время уже упущено и никакие коррекционно-развивающие мероприятия, консультации и даже изменение образовательной программы не способны улучшить жизнь ребенка и его учебные результаты.

Почему так происходит? Неужели педагоги и родители вовремя не замечают и не видят того, что у ребёнка появились трудности в усвоении школьной программы, и что ему необходима помощь специалистов?Попробуем разобраться.

Как правило, педагоги, работающие с ребёнком, одни из первых замечают эти трудности и понимают, что ребёнку необходима помощь и поддержка. Именно они стараются оказать эту помощь ребёнку и его родителям (законным представителям) самостоятельно или направляют семью к специалистам. И вот именно тогда достаточно часто появляется недопонимание между педагогами и родителями: родители ребёнка часто не желают обращаться к кому бы то не было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке.

А ведь, как ни печально, но всё же большинство родителей отлично видят проблемы своего ребёнка, только не всегда придают им особое значение. И причин этому много:

— одни родители видят, что у ребёнка трудности с учёбой, но не знают, как ему помочь, не владеют достаточной информацией что делать и куда обратиться,

— другие, понимая, что не всё в порядке, предпочитают не замечать и не признавать проблему,

— бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не желают верить в их существование и пытаются всевозможными способами доказать обратное. Это и понятно для каждого из нас свой ребёнок кажется самым лучшим,

— кто-то просто не хочет ничего делать, прилагать какие-либо усилия. Ведь порой это требует довольно существенных как временных, так и постоянных физических, умственных, моральных, а иногда и материальных затрат).

Поэтому одна из первых и главных задач педагогов показать родителям, что их ребёнок испытывает трудности в усвоении школьной программы и мотивировать их как можно скорее начать искать пути преодоления этих трудностей. Этот шаг самый важный и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как же педагогам убедить родителей обратиться за помощью к специалистам?

Во-первых, не стоит скрывать проблемы и трудности ребёнка.Очень часто, педагоги не торопятся рассказывать родителям учеников, как на самом деле у тех обстоят дела с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно видят и понимают.

Для того, чтобы информация близкими ребёнка воспринималась адекватно, следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программы. У родителей должно быть чёткое представление о том, что может и умеет ребёнок в том или ином возрасте, или что нужно освоить ученику в том или ином классе, а также познакомить родителей с системой оценивания-за что конкретно ставится та или иная оценка по каждому предмету.

Кроме того, необходимо объективно оценивать успехи ребёнка. Нередко учителя (особенно это практикуется в начальных классах) завышают отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению, стараются «не отбить у него желание» или просто «жалея» его. В результате ребёнок, вопреки ожиданиям, вовсе не стремится преодолевать появляющиеся перед ним учебные трудности, и родители такого ребёнка, видя в дневнике и тетрадях положительные отметки, тем более не испытывают беспокойства. Поэтому объективность оценивания уровня развития или знаний школьника важный фактор успешной работы с его родителями. Чем раньше родители узнают о проблемах ребёнка, тем больше шансов в преодолении трудностей.

Во-вторых, необходимо обязательно привлекать родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если педагог будет стараться в одиночку, то велика вероятность того, что его усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться так, что педагога могут обвинить в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому необходимо чётко разделить ответственность педагогов и родителей неуспевающего ученика, оговаривая конкретные действия каждого по преодолению трудностей.

В-третьих, родителям необходимо дать полную и достоверную информацию о ПМПК, процедуре обследования и перспективах его прохождения. Часто бывает так, что многие родители не соглашаются обращаться в ПМПК из-за необоснованного страха: поставят «страшный диагноз», «приклеят ярлык».

На самом деле, специалисты ПМПК не ставят никаких диагнозов, а выявляют причину проблемы и дают рекомендации, по каким программам обучать ребенка, какие необходимо создать специальные образовательные условия, чтобы помочь ребёнку усвоить учебный материал. При этом родители самостоятельно принимают решение о предъявлении заключения ПМПК в образовательную организацию. Важная роль в принятии решения обратиться к специалистам или в психолого-медико-педагогическую комиссию отводится родителям ребёнка, а вот задача педагогов вовремя выявить причины, приводящие к трудностям в обучении и проблемам развития, и оказать профессиональную помо