Путь наших предков трогает сердца
Кратко
Надежда Владимировна Украинцева – педагог, который заслужил уважение и в Белоярке, и далеко за её пределами. Социальные проекты, исследовательская деятельность, интересные уроки с эмоциональным погружением в изучаемые эпохи… Это большой вклад в учеников Белоярской школы, которых Надежда Владимировна любит всей душой. Её работа – достойный пример для молодых педагогов.

Надежда Владимировна Украинцева – педагог, который заслужил уважение и в Белоярке, и далеко за её пределами. Социальные проекты, исследовательская деятельность, интересные уроки с эмоциональным погружением в изучаемые эпохи… Это большой вклад в учеников Белоярской школы, которых Надежда Владимировна любит всей душой. Её работа – достойный пример для молодых педагогов.
Старая и новая школы
– Девять классов я отучилась в старом здании школы. В детстве она казалась мне огромной! В ней было два больших крыла. Окна тоже большие! Ребятишки через форточки лазили туда-сюда. Это место в моих воспоминаниях помогает перенестись в детство, почувствовать его тепло. Помню, как нас кормили. Даже пирожок или кусочек хлеба с повидлом были сверх ожиданий.
С той школой была связана целая когорта учителей.
В 76-м мы перешли в 10-й класс и окончили его уже в новом здании школы. За год она не успела прижиться в сердцах моих одноклассников. Но я-то 40 лет здесь проработала, для меня эта школа стала родной. Ребятишки, которые учились здесь больше пары лет, тоже относятся к ней с теплом. В сравнении со старой школой она более просторная и светлая, с большим количеством кабинетов. Здесь и сегодня красиво и уютно, приятно работать.
Мой класс – это первые выпускники Белоярской школы после её переезда в новое здание. Это мы начали закладывать здесь парк, высаживать ёлочки, а выпускники следующих лет продолжили эту традицию. Теперь эти ели уже вымахали, стали высокими и крепкими.
Выбор профессии
– Со школьных лет я чувствовала необходимость быть наставником. Была отличницей и проводила тимуровскую работу, после уроков объясняла нашим нерадивым мальчишкам сложные темы.
Когда мы окончили 10-й класс, то я вместе с подругой поехала в НГУ. Туда я не прошла, зато поступила в наш педагогический институт. Сначала выбор факультета истории был больше интуитивным, но со временем я поняла, что именно это направление интересно мне больше других.
Историю я любила со школы. На меня в этом оказали влияние два учителя – Милица Степановна Щепетнова и Евгений Карпович Пислигин.
Милица Степановна работала в старой школе. Она была эвакуирована из Ленинграда во времена Великой Отечественной войны. Это человек высокой культуры, буквально пропитанный атмосферой петербургского дворянства. Она учила нас, деревенских ребятишек, как нужно себя вести.
После седьмого класса мы поехали в Ленинград по бесплатным путёвкам, потому что наш класс отличился. И тогда не только наши экскурсоводы, но и Милица Степановна рассказывала нам много интересного об этом городе. Жили мы тогда не в отеле, а в спортивном зале какой-то школы. И каждый вечер Милица Степановна спрашивала нас о том, что мы запомнили, какие впечатления остались. Буквально экзаменовала. Возможно, именно поэтому впечатления тех дней до сих пор ярки в моей памяти.
Когда мы перешли в 10-й класс, то нашим историком стал Евгений Карпович. За год он тоже успел сильно повлиять на меня как на будущего учителя. От него я взяла рациональность, логику, системность, таблицы. А от Милици Степановны – эмоциональный подход к ведению урока. Я люблю погружать детей в образы, чтобы они прочувствовали, и, как результат – лучше поняли и запомнили, что проживали наши предки.
Так что историком я всё-таки стала неслучайно. Первый год в институте был сложным, потому что там другая система обучения. А потом я втянулась, и появился огромный интерес к учёбе.
После института
– Школу я окончила в 77-м, а институт – в 82-м году. Тогда я по распределению попала в Тогучинский район, совхоз Лекарственные Травы. Тоже миллионер, как и мой родной совхоз в то время.
Я начала свой профессиональный путь в хорошей школе, где мне повезло и с коллективом, и с детьми. Проработала там три года, и это был замечательный опыт для меня. У других педагогов я многому научилась, а дети поддержали во мне желание быть учителем и дальше. Иногда всё бывает наоборот: молодому педагогу сложно найти контакт с детьми, он ломается и уходит из профессии. Мне повезло. Пусть я работала со старшеклассниками, и разница в возрасте у нас была совсем небольшой, но они восприняли меня очень хорошо. Помогли поверить в себя как в учителя и классного руководителя.
Во время этой работы я встретила Владимира и вышла за него замуж. У нас с двое детей – дочка и сын. В Белоярку мы с мужем переехали спустя три года моей работы в Тогучинском районе.
В этом году исполняется 40 лет, как я преподаю в своей родной школе. Мои основные предметы – это история и обществознание, но сейчас веду и русский язык с литературой, потому что у нас пока что нет для них педагога. Биологию я тоже вела. Основы духовно-нравственной культуры народов России, основы религиозной культуры и светской этики. Математика. Разве что физкультуру никогда не преподавала!
Педагогика
– Какой бы предмет я ни вела, мне важно создать контакт с детьми. Долго стоять в моём возрасте сложно, но я не присяду за урок, потому что тогда не смогу видеть всех учеников, погрузить каждого в работу. И они меня не будут видеть. Учитель – не просто урокодатель. Мало поделиться материалом. Важно заинтересовать детей, воспитать их. Я не буду повышать голос или просить, чтобы меня заметили, зато добьюсь этого организацией своей работы, эмоциональностью, интересными фактами, погружением детей в ситуацию. Это творчество.
Всё приходит со временем. После института мы редко приходим в школу готовыми специалистами: есть то, чему можно научиться только на практике. Многому я училась у своих же учителей, вспоминая, как они вели себя на уроках с моим классом. По детской памяти. Многому училась у старших коллег, когда уже сама стала педагогом. У нас в школе всегда был замечательный коллектив, и это неизменно по сей день.
Мне повезло: когда я отработала в Белоярской школе несколько лет, то стала завучем. Это не та работа, которая мне интересна сама по себе, но в первые годы она многое мне дала. По долгу службы я ходила на уроки к своим коллегам и многому научилась в это время. Особенно у педагогов старшего поколения. Их приёмы, подход к детям – это то, что впитывается в тебя автоматически. Педагог – это артист. Мы действуем по обстоятельствам. Можем подготовить одно, но, видя подготовку детей в классе, провести урок иначе, быстро перестроив материал.
Мой подход в преподавании кардинально изменился, когда я стала бабушкой. Смотрю на своих внуков, жалею их. И к ученикам стала более мягкой, хотя до этого была очень категоричной: расшибись в лепёшку, но знай, что должен! Я рада тому, что во мне произошли такие перемены.
В разные времена дети есть дети. Они учатся, формируют своё мировоззрение, меняются. Это очень интересные процессы. Активизировать и мотивировать детей сейчас, возможно, сложнее, чем раньше. Но такой вызов стоял перед нами всегда. Важно, чтобы учитель сам был интересен как личность: если ему есть, что дать детям, то они к нему пойдут, заинтересуются, и проблем, о которых у нас так много говорится, не будет.
Детская энергетика заряжает. Рядом с учениками я чувствую себя здоровой, сильной и оптимистичной даже в самые тяжёлые моменты. Ни разу ещё я не пожалела о том, что стала учителем.
Музей
– Я всегда была противником школьного музея. У нас когда-то давно была комната, в которой Тамара Некрасова собирала старые вещи, и я относилась к этому с пренебрежением. Мол, хочется же с этим старьём возиться… А потом Тамара ушла в клуб, и музей ушёл вместе с ней. Для него там выделили отдельное помещение, и я стала помогать бывшей коллеге с оформлением. Оказалось, что это очень интересно! И видеть результат проделанной работы было приятно.
Поэтому, когда в нашей школе освободился кабинет, я стала ратовать за создание музея и здесь. Мне не хотелось, чтобы это был музей обо всём, и я судорожно обдумывала, какую концепцию выбрать. У вас бывало такое, когда череда случайностей определяет дальнейший ход событий? В моей жизни тогда как раз запустилась цепочка случайностей, которая помогла найти ответ на сложный вопрос.
Первая случайность была в 2022-м году, когда меня попросили принять участие в областном конкурсе «Сельский учитель» в номинации о наследии родного края. Для этого нужно было представить проект музея. Я заняла с ним первое место в области. Куратор номинации сказал так: «Меня подкупило в вашем проекте, что он посвящён конкретной тематике. Истории школы, а не всего вместе».
Так и пошло дело. Появились деньги, мы начали закупать мебель. Я сканировала фотографии, собирала материалы. Мы заказывали стенды. Сейчас удивляюсь, как у меня хватило терпения на эту большую работу. Спасибо всем, кто помогал. Огромный вклад сделал наш выпускник Игорь Гришунин. Сегодня он – депутат Заксобрания региона.
Важная часть моей задумки в том, чтобы в музее проходили мероприятия к каждой дате. Поэтому у нас здесь есть и стулья для детей, и экран с проектором.
На базе музея мы ведём с детьми проектную деятельность, занимаемся исследованиями.
Вне кабинета истории
– Меня часто спрашивают, зачем я занимаюсь исследовательской работой.
Во-первых, мне интересно погружаться с детьми в какую-то тему. Во-вторых, мне важно добиться, чтобы и ребёнку было интересно. Ведь все ребята, которые со мной работают, в конечном счёте любят историю. Я занимаюсь исследованиями с небольшим числом школьников, но зато результат получается качественным. Одни поступают на исторический факультет, другие просто начинают понимать и любить историю. Для меня это главное.
Ещё я благодаря этой работе отвлекаюсь от проблем.
В прошлом году мы с ребятишками приняли участие в большом количестве конкурсов разного уровня. Становились победителями и призёрами.
В одном из этих конкурсов была очень интересная номинация – «Что вам расскажет история одного экспоната». Задумались, какой экспонат выбрать? У нас не краеведческий музей, и не музей, где всё обо всём. У нас музей истории школы, в нём нет таких ярких экспонатов. Но мы ещё до этого победили в конкурсе, после чего нашему музею присвоили имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Черничкова. Я нашла его фотографию военных лет и выбрала её в качестве экспоната для номинации конкурса. Мы с моей ученицей Вероникой Бояркиной сделали на её основе небольшую, но глубокую исследовательскую работу. Подготовили мини-фильм. Девочка создала интерактивную карту боёв, в которых участвовал наш герой. Ценность этой работы в том, что мы не шли по проторенной дорожке, а получали совершенно новый опыт.
В прошлом году мы с Вероникой работали над темой «Сибирь в годы Великой Отечественной войны», и эта статья вошла в сборник. Нас пригласили на конференцию в Москву, и Вероника там замечательно выступила.
Совсем недавно ездили в столицу с Настей Кислициной, нашей пятиклассницей. Писали о её семье. У неё прабабушка жила в блокадном Ленинграде и на второй год блокады добровольно ушла в армию. Дошла до Кёнигсберга и там в конце войны познакомилась со своим будущим мужем. А он ещё в первые годы попал в плен и почти всю войну провёл в концлагерях. В Белоярку они приехали в 50-х годах.
Для детей очень ценно, когда появляется возможность увидеть другие города, показать себя на высоком уровне. В зависимости от возраста моих подопечных я составляю разную программу, но мы всегда приходим на Красную площадь. И Вероника, и Настя сами захотели посмотреть мавзолей.
Социальный проект
– Один интересный проект начался с идеи сделать книгу памяти об односельчанах, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.
Сначала мы записали фамилии, указанные на памятнике. Стали собирать материалы об этих земляках. По большей части это погибшие в 41-м и 42-м годах, либо те, кто был в концлагерях. Но мы нашли и других наших земляков. Это те люди, которые не учтены в изначальном списке.
Мы продолжили углублять информацию. И мы находим с детьми места захоронения. Где-то бойцы перезахоронены, с одного места перенесены в братскую могилу, где-то они лежат под красивыми мемориальными комплексами. Большое спасибо тем людям, которые этим занимаются.
Не про всех земляков у нас получается что-то найти. Иногда всё, что есть – это фамилия. Сейчас всё равно легче искать информацию, чем лет 10-20 назад, потому что появляется много источников в интернете. Постепенно открывается доступ к некоторым засекреченным материалам. Что-то мы узнаём, благодаря работе поисковиков. Наш педагог Александр Ена и сам этим долгое время занимался, и белоярских школьников вывозил на вахты.
Был случай, когда на стеле в далёком посёлке фамилии двух белоярцев оказались рядом. Это сродни чуду!
Поиск и систематизация информации о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, – это только часть проекта. Мы хотим посетить места их захоронений. Привезти им белоярской земли. А землю с их могил, наоборот, привезти в Белоярку. Наполнить ими гильзы, закопать возле стелы. Чтобы наши героические земляки хотя бы так, спустя 80 лет, вернулись домой.
В нашем списке бойцы не только из Белоярки, но и из близлежащих деревень, которых уже нет. Галинское, Алфёрово. Наш проект объединяет эти истории и сейчас.
В ходе подготовки к поездке мы с детьми подробно изучим те битвы, в которых сражались наши земляки. Мы уже проделали большую работу в рамках проекта, и останавливаться не собираемся.
Название проекта – «Мы помним вас памятью сердца». Он рассчитан на два года, и первая его половина уже прошла.
Воспитание
– Надежда Владимировна, а почему лично для вас значим проект «Мы помним вас памятью сердца»?
– Для моего поколения и тех, кто старше, та война – не ВОВ. Это война за наше Великое Отечество. Мои родители были детьми войны, а мои старшие дяди и сами принимали в ней участие. Это воспитание из семьи. Ещё было воспитание фильмами, книгами, уроками, пионерскими сборами о войне и её героях.
У нас в школе был пионерский отряд имени Ивана Петровича Яркова. Это наш земляк, погибший в годы Великой Отечественной войны. Мы о нём нашли интересные материалы. Это человек, который три года пробыл в концлагере и погиб там. И мы даже нашли его документы на портале «Память народов». Это немецкие учётные карточки.
Мы стараемся найти историю каждого, чтобы белоярцы знали о судьбе своих земляков, подаривших нам Победу. Реализуем этот проект с ребятишками. Как ещё я могу сделать свой вклад в то, чтобы наших героев помнили, чтобы они смогли вернуться домой? Этот проект нужен для села, для детей, для меня.
Читаю документы. Вот, солдата в августе призвали, а в сентябре на него уже пришла похоронка. Он до войны-то не успел доехать ещё, понимаете? Топка войны требовала всё больше людей.
Когда мы с Вероникой писали работу о Сибирском военном округе в годы Великой Отечественной войны, то поражались, как из Сибири выжимали все соки. А человеческие ресурсы ведь не бесконечны. Доходило уже и до того, что призывной возраст с 18 сократили до 17 лет.
Тот подвиг, который совершили народы Советского Союза для Победы, неоценим. Поэтому путь наших предков до сих пор так трогает сердца.
Дарья Серикова