Наши люди

«Москва смотрела на нас»

Кратко

Театральное направление для Мошковской детской школы искусств –молодое: ему нет и пяти лет. Но под руководством Елены Зыриной наши юные актёры быстро развиваются и уже показывают достойные результаты на федеральном уровне. В январе они заняли первое место во Всероссийском конкурсе малых театральных форм «Фабула», организованном Академией культурных и образовательных инноваций. О самых ярких вехах на пути к победе рассказала Елена рассказала нашим читателям.

Театральное направление для Мошковской детской школы искусств молодое: ему нет и пяти лет. Но под руководством Елены Зыриной наши юные актёры быстро развиваются и уже показывают достойные результаты на федеральном уровне. В январе они заняли первое место во Всероссийском конкурсе малых театральных форм «Фабула», организованном Академией культурных и образовательных инноваций. О самых ярких вехах на пути к победе рассказала Елена рассказала нашим читателям.

До конкурса

– Когда я набирала детей в коллектив, то, конечно, планировала гастролировать с ребятами. Съездить в Москву было мечтой, поэтому, увидев однажды положение конкурса «Фабула», в рамках которого предполагалось выступление в столице, я очень заинтересовалась

К этому времени у нас уже были готовы два спектакля: кукольный спектакль «Буратино и спектакль художественного слова по «Малахитовой шкатулке» П. П. Бажова. Его я поставила ради эксперимента.

Когда мы работали с «Малахитовой шкатулкой» первый год, то спектакль был таким: восемь артистов в народных костюмах рассказывали сказку Бажова. Было занимательно, но ко второму году мне захотелось сделать постановку ещё лучше и «посадить» детей на уральский диалект, добавить нотку драматизма. Мы провели обновлённый спектакль для школ, и нам сказали, что это было интересно, но тяжело для восприятия.

С каким спектаклем тогда ехать в Москву? Я стала советоваться со своими коллегами – актёрами из столицы. Они сказали, что «Малахитовая шкатулка» – беспроигрышный вариант, но спектакль надо немного переделать. К моему счастью, в Новосибирск на месяц приехала Лариса Валерьевна Харюшина, бывший режиссёр театра «Старый дом», в котором я тоже когда-то служила. Она влюбилась в моих детей и помогла «раскрасить» спектакль как профессиональный режиссёр. Остальное я доработала сама. Теперь это постановка в скоморошьем стиле на 35 минут. Мы добавили к ней танцевальные зарисовки, с ними помогла Яна Татбатчикова – хореограф Мошковского районного Дома культуры. Светлана Викторовна Нуридинова помогла нам раскрасить скатерть. А Олеся Патрушева связала лапотки. Забегая вперед, отмечу, что, благодаря своему мастерству, она буквально стала звездой: сделанные Олесей лапти шикарно смотрятся, что не могли не отметить в Москве.

После изменений спектакль «ожил», и мы собрались в столицу. Не обошлось без эксцессов: за два дня до вылета мы остались без костюмов. Успели попереживать, конечно. Но коллектив районного Дома культуры помог нам выйти из этой ситуации: отдельное спасибо костюмеру Анастасии Беловой.

Поездка

– В Москву я возила 15 взрослых детей без сопровождения родителей. Это восемь выступающих и команда поддержки. Я была уверена в своих детях, в их дисциплине, и они меня не подвели. Были, конечно, слёзки от усталости, но было и много смеха.

В итоге у нас получился масштабный приключенческий сериал. Дети шутят, что они были командой «Красные шарфы». Родители придумали фишку, которая помогла нам быть заметными: за шесть часов до вылета сшили красные шарфики каждому из ребят. Куда бы мы ни приходили, нас всегда находили в толпе.

Как мне сказала Николь Новикова, мы приехали посмотреть на Москву, а в итоге Москва смотрела на нас. Николь не участвовала в спектакле и ездила в столицу как часть группы поддержки, но и она, и другие ребята уже могут делать стоящие замечания. Этим они нам очень помогали. Когда Ника сказала, что первое место точно за нами, то я попросила ребят не настраиваться на победу раньше времени, чтобы потом не расстраиваться. Мы же ещё не видели, какие спектакли у остальных участников конкурса. Но в итоге Ника оказалась права.

Мне было очень комфортно в Москве с моими учениками, потому что они просто нечто! Я шла за ними, они меня вели. Перемещались по метро, самостоятельно ориентируясь. А я с ними была, как ребёнок. Единственное, иногда командовала: «Красные шарфики, на-пра-во!». И окружающие по-доброму смеялись.

Родители, конечно, много переживали и просили присылать фото, видео с нашими детьми. Я старалась, но иногда в суете забывала об этом.

Выступление

– Среди других спектаклей тоже была скоморошья постановка, но у нас спектакль новаторский, а у них – классический.

Когда мои ребята стали надевать костюмы, на них начали обращать внимание, потому что у каждого в образе была какая-то изюминка.

Во время нашего выступления я отвечала за музыкальное сопровождение, но это не помешало мне увидеть реакцию зрителей и заинтересованность педагогов.

Оценка спектакля

– После выступлений был круглый стол с обратной связью для педагогов. Каждому сделали интересные замечания. Это было для меня важно, потому что образование у меня актёрское, а не режиссёрское. Здесь я всё познаю «методом тыка». Когда стали говорить о нас, то первая фраза была такая: «Мы хотим вас поблагодарить за эстетическое наслаждение уральским диалектом». Замечаний было мало, больше восхищения. А так как я не умею принимать комплименты, то я там просто расплакалась…

Старалась не привлекать внимание, но слёзы лились сами. Хвалили продуманные костюмы и макияж, выступления детей, речь, подачу, соблюдение образов.

Хвалили всех детей, но особенно выделили трёх. Варвара Чугаева держала мелодику и образ в течение всего спектакля. На репетициях она спала, а здесь выложилась на все сто. Нашего Илью Брыксина назвали уникумом. Как ко мне попал Илюша? Шёл записываться на гитару, а класс уже был заполнен. Так дошёл и до театралки. Илюша вжился в свой образ и интересно его подал.

Ещё выделили Татьяну Елькову. Она играла девочку не от мира сего, очень естественно делала смешные вещи. Я сказала, что она собирается быть актрисой, и мне ответили: «Да-да, пусть поступает в ГИТИС! Актриса из неё будет хорошая».

Нам сделали только одно замечание: это конкурс для драматических спектаклей, а у нас это спектакль художественного слова. Я сказала, что это был эксперимент, и мне ответили: «Эксперимент удался». Поэтому нам всё простили.

Культурная программа

– После обратной связи от членов жюри актриса театра и кино Елена Дмитриевна Скороходова провела для участников конкурса мастер-класс. Наши дети были самыми активными и зажигательными. Они уже знали столько, что Елена Дмитриевна сказала: «Видно, что с вами педагог работает». Позже она отметила, что мои дети владеют знаниями на уровне первого курса института. Гордость за наших ребят берёт неимоверная! Они умеют рассуждать, умеют отвечать.

Между показом спектакля и оглашением результатов прошли сутки. За это время случилось несколько экскурсий и прогулки по Москве. Гуляем мы себе спокойно, а потом у ребят появляется желание петь. И они затягивают: «Расцветали яблони и груши…». Это звучало шикарно. Люди останавливались, снимали нас на видео, улыбались, подпевали. И песню «С конём» мы пели. Всё красиво, зычно. Нас называли пионерами. Когда проходили по Арбату, нас снимал местный телеканал. Потом мы попали в объектив девочки-блогера. На Красной площади пели «Катюшу» вместе с дедушкой-гармонистом, и вокруг нас сразу образовалось колоссальное количество хороших людей.

В столице мы жили в гостинице «Измайлово-бета», а Измайлово – это родовое гнездо Романовых. Место, где случилось восстание стрельцов. Когда мы пришли в восстановленную родовую церковь, то нам повезло встретиться с женщиной, которая работает в воскресной школе. Наши дети в церквях не так часто бывают, поэтому она им стала рассказывать, что и зачем нужно. Кто-то из детей прослезился, кто-то купил три литра святой воды. Как сказала мне после Татьяна Николаевна, дети у нас «экологически чистые», с очень светлой энергетикой. 

Итоги конкурса

– Мы заняли первое место и получили сертификат на небольшую сумму, которую потратим, конечно, на детей. Всем моим ребятам вручили сертификаты о том, что они прошли мастер-класс Елены Дмитриевны Скороходовой.

Из 250 участников конкурса выделили 10 человек, одна из которых – моя Варя Чугуева. Она ленилась на репетициях, но на конкурсном показе постаралась так, что её назвали настоящей актрисой.

Планы на будущее

– От этой поездки у нас осталось много положительных эмоций, опыта и понимания того, как надо работать и впредь.

Я отправляю запись нашего спектакля на конкурс «Ворона и лисица» в Новосибирск. Следующий спектакль, который мы поставим, – «Анна Франк». Он о двух еврейских семьях, которые прятались от врага на чердаке во время Великой отечественной войны.

Поддержка

– Я хочу поблагодарить управление культуры и молодёжной политики района за оказанную нам поддержку. И особенно я благодарна нашему родительскому коллективу: они поддерживают меня все, как один. И их дети, 17 человек – тоже как один.

Для меня важна дисциплина, и я часто ругаюсь на уроках. Но дети мне это прощают, потому что я никого не унижаю, а только встряхиваю их: «Ребята, собрались! Да что это такое, время три часа, а мы…».

Мои ребята обо мне заботятся. Когда в Москве мне нужно было срочно поспать и отдохнуть, то в гостинице шумели артисты из Воронежа, тоже участники конкурса. Так мои дети, как потом оказалось, их «построили», чтобы я могла спокойно поспать.

Я о каждом моём ребёнке могу песни петь. Не хочу хвастаться, но я просто чувствую, что воспитываю патриотов своей страны. Это считывается по их рассуждениям, которые звучат во время наших диалогов. Я убеждена: чем больше преподавателей будут относиться к своей профессии с любовью, тем больше у нас будет правильно воспитанных детей.

Дарья Серикова