История

«Чувство Родины Анатолия Иванова»: встреча, посвящённая 96-летию писателя прошла в районном краеведческом музее

Кратко

Сколько раз жители нашего района называли Шантарой Ташару, предполагая, что именно это подразумевал Анатолий Степанович Иванов, работая над романом «Вечный зов». Но вот, как он сам объяснил: «…Можно назвать Шемонаиху Шантарой, а реку Уба – Светлихой – под такими названиями […]

Сколько раз жители нашего района называли Шантарой Ташару, предполагая, что именно это подразумевал Анатолий Степанович Иванов, работая над романом «Вечный зов». Но вот, как он сам объяснил: «…Можно назвать Шемонаиху Шантарой, а реку Уба – Светлихой – под такими названиями они описаны в моих романах «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», и где бы я ни был, куда бы судьба ни забрасывала, родная земля, ее цвет, картины восходов и закатов, дневное и вечернее небо над моим селом – всегда передо мной, они всегда рождают во мне чувство Родины».

В «Литературной гостиной» Мошковского краеведческого музея жители райцентра познакомились с выставкой «Чувство родины Анатолия Иванова», посвящённой 96-летию со дня рождения писателя. В фотодокументах жизненный путь писателя. Скромный интерьер кабинета в стиле 50-х годов минувшего века: настольная лампа, рукопись одного из рассказов, чернильница, ручка с пером, печатная машинка. На этажерке проигрыватель книги, среди которых сборник рассказов «Алкины песни», первый роман автора – «Повитель».

За четыре года Иванов переработал «Повитель» девять раз. Это 2979 рукописных листов! В сентябре 1957-го роман «Повитель» обсуждался в редакции журнала «Сибирские огни», на Всесоюзном совещании писателей, проходившем в Новосибирске. Иванову высказали много советов, пожеланий. И он снова стал дорабатывать роман. Безжалостно выбросил из рукописи 200 страниц. Восьмой вариант был напечатан в четырех номерах «Сибирских огней» в 1958 году. В девятый раз принялся за «Повитель», сумел обновить произведение, улучшил его. Другим стал конец «Повители». В 1960 году роман вышел массовыми тиражами в России, Болгарии, Румынии, Польше, Париже.

Мошковские книголюбы, перелистывая роман «Тени исчезают в полдень», обратили внимание на дарственную надпись: «Козину Александру Ивановичу на добрую память. 1965 г». Подпись: «А. Иванов». Автограф во время встречи с читателями в Мошково писатель оставил по просьбе Александра Ивановича, в то время учителя восьмилетней школы, а подарила музею эту книгу Галина Фёдоровна Козина…

В конце 1953 года семья нового редактора «районки» и будущего писателя переехала в Мошково и поселилась в двухквартирном доме на улице Советская, о чём сегодня напоминает мемориальная доска. «Я благодарен судьбе, что мне довелось свой трудовой и творческий путь начинать в Мошковской районной газете, – говорил Анатолий Степанович. – Газетная деятельность научила замечать, анализировать, а потом и художественно исследовать те процессы, которые происходят постоянно в обществе… Тут у меня зарождались первые замыслы, я научился распознавать самобытные народные характеры. Мне это дало очень много… У меня не было никакой внутренней потребности дополнительно изучать литературу, ибо все, что было с героями, зримо, рельефно, вполне очевидно стояло перед моими глазами».

…Характер будущего писателя ковался в суровой прозе жизни. Творческие победы завоевывались не только большим писательским талантом, но и огромным трудолюбием. Об этом шла беседа в музее, об этом воспоминания мошковчан, родственников…

Анатолий Иванов родился 5 мая 1928 года в селе Шемонаиха Восточно- Казахстанской области. Родители, Степан Степанович и Марфа Логиновна, выходцы из крестьян. В 1936 году после смерти отца на руках у матери осталось трое детей. Дочке было около месяца, сыну Володе три года, а самому старшему, Анатолию, шёл девятый. И на его плечи легло исполнение многих домашних обязанностей: дров, кизяку заготовить на зиму и сено для коровы, задать ей корм, навоз из стайки убрать, полы помыть, печку почистить и растопить, двор подмести или снег отгрести, огород прополоть и полить, воды привезти с реки… Жимолость, таволжник и карагач Толя рубил на дрова по ложкам и балкам, на склонах гор в пяти-десяти километрах от села и на тележке возил домой. Таким же путем заготавливал сено для коровы… Воду для полива огорода возил на тележке во фляге и больших металлических баках. Приходилось делать на речку до пятидесяти рейсов.

После окончания средней школы Анатолий решил стать журналистом, но средств ни на дорогу, ни на житье в большом городе не было. Поэтому он устроился на работу, чтобы поддержать семью и подкопить денег. Лишь в 1946 году направился в Алма-Ату, чтобы поступить на факультет журналистики Казахского государственного университета. Совмещал учёбу с работой…

Галина Леонтьевна, жена: «Он меня всегда удивлял: деревенский парень из бедной семьи, которому еще подростком приходилось подрабатывать починкой обуви, чтобы помочь матери прокормить семью, читал наизусть Есенина, Лермонтова, Пушкина. За неброской внешностью такое знание русской поэзии! А еще он прекрасно разбирался в вопросах театра, глубоко знал историю, литературу. Я понимала, какой это редкий человек. Дружили три года, и все эти годы Анатолий изумлял своей порядочностью. «Галочка, ты меня не бойся я хороший, однажды сказал он. Ты никогда не пожалеешь ни о чем!».

Седьмого июля 1950 года мы поженились. А потом судьба развела нас на целых четыре с половиной года. Но любовь выдержала испытания разлукой. Учась в университете, студент Анатолий Иванов писал очерки, посвященные Казахстану, жизни и быту его народа. Долгое время они украшали стены кабинета партийной печати, что и сулило ему перспективное будущее.

Я была еще студенткой, когда Анатолий окончил университет и перед ним встал выбор: согласиться на заманчивое предложение остаться в ЦК, а это значило иметь 3-х комнатную квартиру, прекрасно оплачиваемую работу и жить в столице, или уехать в какой-нибудь районный или областной центр. Мне, конечно же, очень хотелось остаться в Алма-Ате, жить в прекрасной квартире надоело общежитие. Но Толя сказал: «Это очень серьезный вопрос надо подумать. Остаться при ЦК – значит, быть придворным журналистом и не принадлежать себе. Я должен буду освещать события в жизни страны с точки зрения ЦК, а поэтому никогда не стану хорошим журналистом!». И нам пришлось отказаться от всех благ и расстаться на годы.

Я училась на последнем курсе университета, а он уехал работать в редакцию областной газеты «Прииртышская правда». Через год его призвали в армию. Служил в Хабаровске, пробовал перо в военной газете. Он почти каждый день писал мне письма. Чемодан посланий от Анатолия храню до сих пор. Такая вот у нас была любовь. Я и сейчас думаю, что жизнь была к нам так благосклонна за нашу веру преданность друг другу. Однажды я ему сказала, что он велик не только в своих романах, он, прежде всего, велик в любви. Его любовь была иной, не такой, как у обычных людей: она была возвышенной, одухотворенной и чувственной; он подарил мне целый мир»…

Поселившись в Мошково, я отдавала всю себя школе, по ночам готовясь к урокам и проверяя тетради в трёх девятых и трёх десятых классах… Однажды он написал небольшой рассказ «Дождь», дал прочитать его мне. Рассказ очень понравился. Было в нем что-то необыкновенное, волнующее. В журнале «Крестьянка» опубликован в 1954 году. Отсюда и начался писательский путь Анатолия Степановича…

Удивительным был союз Галины и Анатолия. Они прожили вместе пятьдесят лет и были счастливы. Галина Леонтьевна рассказывает, как отреагировал однажды Анатолий Степанович на некорректный вопрос журналиста, спросившего, который у него, знаменитого человека, по счету брак? «Первый и последний», жестко ответил он и указал журналисту на дверь. Роман «Тени исчезают в полдень» Иванов посвятил жене: «Галине Ивановой, верному другу».

Анатолий Григорьевич Зубов из Мошково вспоминал: «Двухполоска «За высокий урожай» (со 2 июня 1955г. переименована в «Ленинское знамя») выходила три раза в неделю. В это время только начиналась литературная деятельность Анатолия Иванова. Днём колесил по району, собирал материалы в газету, а по ночам писал первые рассказы, которые вошли в сборник «Алкины песни». Мне приходилось дежурить в райкоме партии и наблюдать, как Анатолий Степанович засиживался допоздна в кабинете секретаря-машинистки: печатал на райкомовской машинке. Когда писал «Повитель», порой просил машинистку о помощи…».

Зоя Михайловна Томащик из Ташары: «В то время я была секретарём-машинисткой райкома партии. Не раз на ротаторе по просьбе Иванова печатала, а то и размножала его рассказы. А какой привлекательной казалась нам, мошковским девушкам, молоденькая жена редактора «районки»… Галина Леонтьевна преподавала русский язык и литературу в Мошковской средней школе №1. Удивительное обаяние, интеллигентность и одновременно простота в общении, душевность жены Галины Леонтьевны располагали к себе. В феврале 1956 года у них родилась дочка Иринка.

Анатолий Иванов удивительно чуткий к тончайшим движениям человеческой души, способный сердцем наблюдать и анализировать человеческие поступки писатель. Его мучили раздумья над рядом «почему».

В 1956 году вышла в свет сборник рассказов «Алкины песни». По просьбе Новосибирского ТЮЗа автор написал пьесу по рассказу «Алкины песни», пять лет с успехом её ставили на сцене этого театра, а потом была поставлена опера по либретто автора (композитор Андрей Иванов). Известность же писателю принёс роман «Повитель», вышедший в Новосибирском книжном издательстве.

Сестра Раиса Степановна: «Анатолий жил с семьей в Мошково, когда я поступила в институт в Новосибирске. Мама помочь финансово мне никак не могла, сама едва концы с концами сводила, стипендия же была небольшой. Брат мне каждый месяц давал по сто рублей. А, когда я получила диплом, то он мне подарил пятьсот рублей, на которые я поехала в турне по родственникам.

Анатолий Степанович боготворил маму. Всегда, когда к нему приходили именитые гости, он первым делом знакомил их с мамой. Любую просьбу или пожелание мамы он выполнял. Она всегда называла его «сынок». «Мама, да какой я сынок, мне уже за пятьдесят», иногда говорил он ей. «Ты для меня всегда будешь сынком», отвечала она».

Сергей Казаков, фотокорреспондент газеты «Мошковская новь»: «В 1988 году я встретился в Москве с Анатолием Ивановым, редактором журнала «Молодая гвардия». Писатель с интересом просмотрел несколько номеров «Мощшковской нови». Говорили о «Повители». «Что-нибудь или кто-нибудь вошел в Ваши книги из нашего района?». «Пожалуй, нет, ответил Анатолий Степанович. Разве что название «Локти», понравившееся мне тогда, вошло в «Повитель», фамилию Бородин тоже один из героев носит. Все персонажи образы собирательные. Есть, конечно, и живописные места в Мошковском районе, которые мне нравились. Например, Иня в Сарапулке. Какие-то картинки этих впечатлений попали в книги…».

Герой социалистического труда Анатолий Степанович Иванов – автор замечательных романов и повестей: «Тени исчезают в полдень» (1963 г.), «Вечный зов» (1977 г.), «Жизнь на грешной земле» (1971 г.), «Вражда» (1980 г.), «Печаль полей» (1983 г.), «Ермак»…

Галина Леонтьевна: «Такие люди, как Анатолий Степанович, рождаются редко. Будучи депутатом Верховного Совета СССР, честнейшим гражданином и любимцем народа, Анатолий Иванов не пошел в перестройку за Горбачевым, куда его хотели ввергнуть. Прослушав доклад Горбачева, Иванов ответил ему отрицательной статьей в газете «Правда». Сила влияния Анатолия Степановича на общество была так велика, что газета опубликовала его статью, несмотря на то, что Горбачев тогда был генсеком. Принять перестройку означало отказаться от своих героев, своих идеалов, перечеркнуть все, что создано. Маститый писатель с мировым именем не пошел за «спасителями государства». Честный, принципиальный человек не «перекрасился», как это сделали многие. В результате и сам, и руководимый им журнал «Молодая гвардия» оказались под градом обвинений и критики. Но Анатолий Степанович еще нашел в себе силы написать повесть «Ермак» и добиться ее экранизации по собственному сценарию. К тому же отказаться от помощи в финансировании, предложенной США. Постановку фильма американцы пообещали спонсировать 50-ю миллионами долларов, с условием, что Ермака будет играть Шварценеггер, но Анатолий Степанович отказался. И съемки фильма задержали на несколько лет.

Потом немцы предложили свои услуги они фактически купили этот фильм. Анатолий Степанович так переживал: немцы, которых мы победили, нашли деньги, а в нашем государстве их не оказалось.

На одном из приемов американцы предложили издать «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» в США. И, между прочим, сказали, что, если Иванов останется в Америке, станет миллионером. На это предложение Анатолий Степанович ответил, что у него миллионы читателей во всем мире, и этого ему достаточно.

Патриот, коммунист в самом высоком понимании этого слова, сердечный человек; он не мог мириться с тем, что происходит в его стране. Болел душой за семью, за будущее России».