Бочче, лабрадор Нэльси и РЖЯ: мошковские школьники принимают участие в региональном проекте
Кратко
В Мошковской основной школе-интернате реализуется проект «Инклюзивная школа: территория сотрудничества, которая способствует развитию каждого ученика». На минувшей неделе встреча в рамках проекта, рассчитанного как на детей, так и на взрослых, собрала коллектив и учеников школы, а также родителей ребят. Экспертами […]
В Мошковской основной школе-интернате реализуется проект «Инклюзивная школа: территория сотрудничества, которая способствует развитию каждого ученика». На минувшей неделе встреча в рамках проекта, рассчитанного как на детей, так и на взрослых, собрала коллектив и учеников школы, а также родителей ребят. Экспертами стали представители Ассоциации «Интеграция» –Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов общероссийской общественной организации инвалидов – Российского Союза инвалидов.
Родители и педагоги послушали две лекции: «Особенности реализации инклюзивных проектов в образовательных учреждениях Новосибирской области в 2024 году» и «Мотивация подростка с ОВЗ и инвалидностью для участия в профессиональной ориентации». Лекцию провела Надежда Реутова, ведущий специалист регионального Центра развития профессиональной карьеры.
Школьники приняли участие в четырёх матер-классах. На «ЛобраДоброй беседе» познакомились с незрячей девушкой Анастасией Лобастовой и её собакой-поводырём Нэльси – лабрадором, которого все были рады погладить. Мастер-класс «Напиши своё имя шрифтом Брайля» провёл Александр Сакмаров, тоже незрячий, но очень целеустремленный и общительный молодой человек. Про основы русского жестового языка ребятам рассказала Елена Якимченко. На спортивном мастер-классе «Играем в бочча» Наталья Тепкаева провела для школьников демо-версию тренировки этого параолимпийского вида спорта.
Надежда Иванова, социальный педагог Мошковской школы-интерната, отметил: «Мы начали сотрудничать с «Инклюзивной школой» этой осенью. Сначала о профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья рассказали педагогам школы, а сегодня – ещё и родителям наших учеников. Я считаю, это нам очень необходимо: важно, чтобы наши дети не замыкались в себе, социализировались, продолжали учиться после школы, ставили перед собой карьерные цели и достигали их, а не просто плыли по течению».
Валентина Зеленина, руководитель инклюзивных программ Ассоциации «Интеграция»: «Цель наших проектов – развитие социальной инклюзии не только в школах региона, но и в детских садах, колледжах, в обществе в целом. Ребятам платят пенсию с 18 лет, но часто это не такие большие деньги, чтобы обходиться без дополнительного источника дохода. Для них очень важно найти дело по душе, обрести возможность самостоятельно обеспечивать себя.
Инклюзия – это не то же самое, когда ребёнка с инвалидностью просто подключают к ученическому коллективу обычной школы, чтобы они вместе учились и дружили. Это очень сложный процесс, в котором не ребёнок должен подстраиваться под школу, а школа должна создать комфортные условия. Мы чаще идём в обычные школы, потому что там наша помощь нужна больше. В такую специализированную школу как Мошковская школа-интернат мы заходим впервые. Но здесь разные ребята. У них разное интеллектуальное развитие. Разные нозологии, то есть здесь не только слабослышащие, например. Большинство учеников школы-интерната после окончания образовательного учреждения смогут дальше учиться и работать.
Мы объясняем ребятам, что школа – это только промежуточный этап в их жизни, а после этого у них должны быть мотивация и возможности получить профессию».
Анастасия Лобастова:
– В Новосибирской области всего 13 собак-поводырей. Это связано с тем, что взять такую собаку – большая ответственность. Ты не просто приобретаешь средство реабилитации, но и обзаводишься новым другом, членом семьи. Во многом моя Нэльсюша, как ребёнок. Ей нужны внимание и забота. Уход связан с немалыми финансовыми затратами. Государство компенсирует часть этих средств, но не большую.
– А когда вы подружились с Нэльси?
– Я получила её 3 октября 2021 года. Тогда мы приехали с ней домой из Российской школы подготовки собак-проводников. Нэльси уже три с половиной года, и она мой незаменимый друг и помощьник.
Елена Якимченко:
– Моё знакомство с русским жестовым языком (РЖЯ) началось в университете. Можно сказать, что я случайно выбрала специальность переводчика РЖЯ. Но с первых же лекций и пар, я поняла, что это мне по душе. Жестовый язык для меня похож на рисунок в пространстве. Каждое слово и каждое предложение выстраивается в изображение в пространстве. Так и связала свою жизнь с изучением РЖЯ.
– А почему вы считаете важным проводить мастер-классы в этом направлении?
– Если говорить о преподавании и в принципе про дни инклюзии, то для меня это – маленькое чудо – рассказывать людям про абсолютно новый для них и необычный мир глухих. Это полезно не только для изучения чего-то нового и расширения своего мировоззрения, но и для развития воображения, мелкой моторики. Часто мы занимаемся не только с детьми, но и со взрослыми, в том числе и преподавателями, и часто получаем обратную связь, что «сложно, но очень интересно и полезно». И, конечно, основной идеей таких мероприятий является цель – показать, что есть разные люди, которые общаются по-разному. Чтобы в будущем это ни в коем случае не пугало, а наоборот –вызывало дружественный интерес.
Школьнице Соне Турсунбаевой больше всего понравилось бочче, особенно – прицеливаться и кидать мячик так, чтобы он оказался как можно ближе к белому мячу. Девочка была бы рада, если бы в её школе появилась секция по бочче. Соня не только играла сама, но и с большим азартом болела за друзей.
Лера Скорых любит животных, поэтому ей больше всего понравилось на локации с лобрадором Нэльси и её прекрасной хозяйкой Анастасией.
Сотрудничество с Ассоциацией «Интеграция» продолжается, и это их мероприятие наверняка не последнее в Мошковском районе.
Дарья Серикова