История

140-летний юбилей отмечает Дубровинская школа Мошковского района

Кратко

История Дубровинской школы берет свое начало с частного дома, оборудованного под классы. Первые уроки в ней прошли в 1880-ом году. Отдельное здание для школы построили только через 45 лет. Это было профессиональное трёхклассное училище при церковном приходе. В 1919-ом учебный […]

История Дубровинской школы берет свое начало с частного дома, оборудованного под классы. Первые уроки в ней прошли в 1880-ом году. Отдельное здание для школы построили только через 45 лет. Это было профессиональное трёхклассное училище при церковном приходе. В 1919-ом учебный год не состоялся: когда войска Колчака отступали, то заняли Дубровинскую школу под военный госпиталь. Тиф убивал и военных, и обычных селян.

С 1921-го училище стало школой с четырьмя классами. В 39-ом году школа стала средней, к ней сделали пристройку: четыре класса и спортивный зал. Первый выпускной прошел здесь в 41-ом. Все мальчишки ушли на фронт, а девушки стали учителями.

Через год в Дубровино появился детдом. Учеников в школе стало больше, потому что приехали ребята из Ленинграда. Учителя Дубровинской школы отрабатывали первую смену с местными детьми, а потом шли пять километров к ленинградцам – в Успенку.

Взрослые получали по карточке 500 г. хлеба, а дети – всего 100 г.

В 1943-ем двух мальчишек забрали на фронт, даже не дав им окончить десятый класс. Это Владимир Мосолов и Александр Косенко.

С тех пор школа успела дважды переехать: в 69-ом – в новое деревянное здание на улице Школьная, а в 2015 году школа переехала в большое кирпичное здание.

Мы поговорили с четырьмя учителями-выпускницами Дубровинской школы.

«Горжусь, когда вижу своих учеников успешным»

– В первый класс я пошла в 66-ом. Это было очень старое рубленое здание, но через пруд тогда уже строилась новая школа – тоже деревянная. В ней я училась с четвёртого класса, – вспоминает Ольга Николаевна Зотова.

Всех учителей я любила и уважала, и сама с детства мечтала стать учителем. Командовала детьми, организовывала на поляне за огородом мероприятия. В нашем классе я была вожатой.

Большую роль в том, что я стала учителем, сыграли два человека. Это Валентина Григорьевна Вохмянина, которая была математиком и организатором внеклассной работы, и Галина Ивановна Требунская, старшая пионер-вожатая и учитель географии. Их энтузиазм и бойцовский характер так меня заразили, что я и сама стала именно таким учителем. 

В педагогическое училище я поступила после восьмого класса, а уже в 78-ом вернулась в родную школу учителем начальных классов и пионервожатой. Так и работаю до сих пор.

В первые учительские годы мне дали сразу два класса – первоклашек и третий класс. Я даже плакала: одно дело – теория, и совершенно другое – практика. Антонина Филипповна Щербакова, моя первая учительница, помогала уже как коллеге. Она приходила на мои уроки, чтобы показать, какими должны быть первые дни ребёнка в школе. Потом в моей жизни появилась Надежда Степановна Страшкова, которая приехала из Омской области. Когда у меня были трудности, я всегда приходила к ней. А она говорила: «Доча, садись, всему научу». Ещё мне во многом помогала Антонина Сергеевна Чудайкина.

У меня много учеников, которые тоже стали учителями. Алексей Борисович Осинцев работал директором сначала у нас, а потом в городской школе. Сейчас он заведует информационно-методическим центром в одной гимназии. Надежда Владимировна Швецова и Анна Васильевна Денисова – тоже мои ученицы с педагогическим образованием. Анна Юрьевна Черкашина работает в нашей школе. Горжусь, когда вижу моих маленьких учеников взрослыми, успешными людьми.

«Мечты сбываются!»

Светлана Анатольевна Брижан вспоминает:

– Я впервые пришла в нашу школу в 64-ом. Она стояла на улице Школьная, где мы жили. В этом здании я проучилась пять лет, моей первой учительницей была Мария Акимовна Юшина. Вместе с нами учились детдомовцы.

В пятом классе мы учились под руководством Галины Александровны Сайчук, она сейчас работает в Кайлах. Потом мы ещё пять лет отучились в новой школе, где нашим классным руководителем стала Эмилия Александровна Кузнецова. Она сейчас живёт в Германии, но периодически приезжает к нам. У нас постоянная связь через интернет. Прошло 47 лет, как мы окончили школу, а со всеми одноклассниками до сих пор общаемся, помогаем друг другу.

После 10 классов я по собственной глупости не пошла на последний экзамен в Томске. Могла бы уже тогда учиться на преподавателя иностранных языков. Вообще, я с пятого класса мечтала преподавать русский язык и литературу. Но в десятом классе к нам приехал учитель иностранного, которая сказала, что изучала в Томске французский язык и написала несколько слов на доске. Я подумала: «Как здорово!»

…В итоге я отработала год в Болотнинском районе и только после поступила в педагогический институт на факультет иностранного языка. Пять лет изучала французский и три года – немецкий, который знала по школе.

Проработав 38 лет в Сарапулке, во сне я всегда видела, что работаю в Дубровинской школе. И, когда в прошлом году меня попросили помочь здесь, то я согласилась. Помню, как зашла в кабинет и подумала: «А мечты-то сбываются».

Иностранный для ребят – это сложно. На уроках только единицы заинтересованы в том, чтобы трудиться и учить. Зато вот, что мне понравилось: когда я пришла к своим новым ученикам, они восприняли меня так, будто я всегда здесь работала.

Помню, когда мы в 69-ом перешли в новую школу, к нам приехала семья Требунских. Анатолий Сергеевич был директором, а Галина Ивановна – старшей пионер-вожатой. Она и меня привлекла к вожатской работе. Странно, что я, интроверт, так в это дело втянулась. Организаторская нотка во мне с тех пор так и осталась.

Через 43 года я встретила Галину Ивановну, когда поехала подлечиться в госпиталь. Ей 82 года. Я услышала, как её зовут по фамилии, и обратилась к ней: «Галина Ивановна!». Представилась, потом дня четыре мы разговаривали. Она всех наших помнит. Живёт сейчас в Оби, пишет книги по истории. Надо было видеть глаза тех, кто стоял рядом, когда я, 60-летняя, сказала: «Это моя пионер-вожатая!». Это подарок судьбы: надо же было встретиться через столько лет.

Я благодарна судьбе, что оказалась здесь. Дело не в стенах: дело в названии. «Дубровинская средняя школа».

«Большую роль сыграла моя любовь к детям»

– Я стала первоклашкой в 1981-ом. Отучилась 10 лет, через девятый класс мы «перепрыгнули» – получилось 11 классов. Первой учительницей у нас была Ольга Николаевна Зотова. Класс был шумный, непослушный, большой. Зато все мы крепко стоим на ногах. Наше общение и теперь не закончилось, хотя видимся мы реже, – продолжила череду воспоминаний Анна Юрьевна Черкашина. – Когда мы перешли в пятый класс, к нам приехал Олег Кирович Батагов. Он стал нашим классным руководителем. Мы его просто обожали! Возле старой школы были большие горки у пруда. Он нас собирал там, и мы все вместе дружно катались.

Олег Кирович вёл математику, мы учились у него очень хорошо. Он ещё на баяне играл, а жена его у нас танцевальный кружок вела, звали её Любовью. В нашем классе почти все девчонки были артистками.

Я из семьи педагогов, родители у меня тоже в Дубровинской школе работали. Папа – Юрий Ульянович Семёнов, учитель физкультуры. Мама – Татьяна Анатольевна, математик и завуч.

Меня воспитывали в ежовых рукавицах, чтобы я была примером. Болела-не болела, морозы или зной на улице – всегда приходила в школу. Так я и привыкла справляться со своими обязанностями на 100 процентов.

Я знала, что учитель – профессия сложная. Мама с папой приходили домой поздно и, казалось, что они до сих пор на работе: говорили почти всегда о ней. Я хотела поступить в культпросветучилище на организатора массовых представлений. Родители не отпустили меня после восьмого класса, сказали доучиваться. В старших классах мы ездили в Мошково, там организовался педагогический класс. Кроме меня в нём занимались ещё три девчонки из нашей школы – Надя Швецова, Аня Денисова и Галя Желиба. Двое у нас в университет поступили, а мы с Аней – в колледж, на начальные классы.

Моя нелюбовь к педагогике со временем сошла на нет: после педагогического класса я втянулась в профессию. Большую роль здесь сыграла моя любовь к детям. 10 лет я работала в городе, а 16 – у нас, в Дубровино. Мои ученики уже приводят ко мне учиться своих детей: дочка Ольги Зорич успела у меня четыре класса отучиться.

Когда я сама училась в школе, Нинэль Степановна Волчик была заместителем директора по воспитательной работе. Она одна из тех людей, благодаря которым наше детство проходило весело: вечера, конкурсы, КВНы, дискотеки. Мы не сидели на месте, постоянно были в школе или ДК. Есть, что вспомнить. Это время нас всему научило.

«Педагог, который остался в моём сердце на всю жизнь»

Наталья Владимировна Крендясева родилась в Дубровино, а в 79-ом пошла здесь в первый класс.

– Мне посчастливилось учиться у старых учителей, закалённых военным временем. Моей первой учительницей была Надежда Степановна Страшкова, а потом мы перешли к Вере Васильевне Поротниковой. Клара Спиридоновна Бубличенко вела у нас группу продлённого дня.

В среднем звене мне запомнилась Любовь Яковлевна Плаксина, она преподавала русский язык и литературу. Строгий, но очень интересный учитель.

Клару Константиновну Лисину я запомнила на всю жизнь. Она была уже в возрасте и отличалась от местных учителей. Может, потому что приехала из города? Всё в ней всё было особенное, даже одежда и ткани из которых она была пошита. И отношение к детям у неё было особенное. Тогда же к школьникам со строгостью относились, могли и обозвать. А нажалуешься родителям – ещё и от них получишь. Но Клара Константиновна всегда обращалась к нам с уважением, всегда на «вы». Она разговаривала спокойным размеренным голосом. Мы не видели раньше такой теплоты и мягкости при том, что она могла быть и строгой. Любовь к школе нам привила именно она. Мы приходили к ней вечерами домой, она читала вслух русских классиков. Это было что-то особенное.

Когда мы поступали в институт, Клара Константиновна уже не работала в нашей школе, но всё равно ездила с нами на экзамены. Ждала, пока мы напишем русский. Она всегда нашими делами интересовалась. Она привила нам любовь к произведениям Толстого и Достоевского, хотя дети их обычно не осиливают. Я даже писала о ней в институте сочинение: «Педагог, который остался в моём сердце на всю жизнь».

Сама я с детства мечтала стать доктором. Лечила игрушек, зашивала плюшевых мишек. Отучилась после школы три курса в медицинском, но потом бросила. Родился ребёнок, за ним надо было ухаживать. Я вернулась в родное Дубровино. Сын пошёл здесь в школу. Директором тогда был Сергей Викторович Сайчук, он предложил мне прийти в школу на должность педагога-организатора. Я согласилась, потому что очень люблю детей. У меня своих – пятеро. Даже не представляю себе жизни без деток. И классное руководство – моё: общение с ребятишками, совместные мероприятия, поездки на профильные смены. Мои дети выросли где-то в спальных мешках.

Три года назад я поступила в институт по целевому направлению на логопеда-дефектолога, сейчас продолжаю учиться. Это осознанное решение. На селе дефектологов нет, а очень много ребятишек страдают проблемами речи.

У меня есть ученики, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь. Время, проведённое в Дубровинской школе, связало нас на долгие годы.

Мы поздравляем всех учителей, выпускников и учеников этой школы с её 140-летним юбилеем!

Дарья Серикова